Автодом или прицеп-дача — это комфортабельные апартаменты, оборудованные всем необходимым для автономного проживания. К услугам владельцев — от 2 до 7 спальных мест, энергоснабжение, воздушное отопление, кухонный набор, туалет, горячая и холодная вода, холодильник, мебель. В домах на колесах обязательным атрибутом является душ.
В Соединенных Штатах успешно существует такой бизнес, как аренда жилья… на колесах.
Жилые автофургоны известны также как дома на колесах — с кухней, прихожей и спальней. Парк такого мобильного жилья, установленного на шасси автомобиля, насчитывает в Америке более 1,5 млн единиц. Дома на колесах варьируются от простых грузовиков с прикрепленным контейнером до огромных фешенебельных автофургонов — RV.
Так как отпуск, проведенный в доме на колесах, часто дешевле, чем отдых на традиционных курортах, производство автофургонов RV процветает, несмотря на самую затяжную и глубокую рецессию с 30-х годов прошлого века. Но — с известными оговорками.
В 2004 году около 62 тыс. домов на колесах разошлись с дилерских автостоянок, а в прошлом году была продана едва ли третья часть такого мобильного жилья. В начале текущего года спрос опять вырос, так как у населения появилось больше возможностей получить потребительский кредит.
В западной части страны, особенно в районах национальных парков, где традиционно расположены палаточные лагеря, можно увидеть тысячи передвижных домов. Их владельцам принадлежат клубы, журналы, национальные ассоциации, они даже устраивают съезды два раза в год. Эти люди — везде желанные гости: как правило, пенсионеры, умеющие тратить деньги, учителя, имеющие возможность путешествовать все лето, или любители семейного отдыха. Владельцы таких домов колесят по всем 50 штатам за исключением Гавайских островов.
Часто соседи проводят совместный отпуск несколько лет подряд, делясь друг с другом не только бензином и продуктами, но и веселым настроением. Даже с учетом высоких цен на бензин этим кочевникам поездка обходится в пять раз дешевле, чем тем, кто летает самолетами, обедает в ресторанах и живет в гостиницах.
Несмотря на то, что водителю и пассажирам дома на колесах полагается в дороге пользоваться ремнями безопасности, кто-то может пройти в конец салона, чтобы выпить прохладительный напиток, почитать книгу или поспать.
Зарождение караванинга
Хуберт Тиммер, руководитель германской Академии караванинга, на примере важного промышленного региона Германии — Рурской области — рассказал, как зарождался караванинг: вид автотуризма с проживанием в прицепах или фургонах.
Примерно 45—50 лет назад у жителей Рурского региона, имеющего достаточно небольшую площадь и высокую плотность населения, возникла потребность выезжать на выходные из загрязненного промышленным производством региона на природу. Сначала выезжали недалеко, в пределах 100 км от области, с палатками на реку Рейн, близлежащие озера, леса. Постепенно начали замечать, что все чаще и чаще отдыхают в одних и тех же местах, встречают на отдыхе одних и тех же людей, и возникло желание путешествовать на более дальние расстояния. Для того, чтобы такие путешествия были безопасными и комфортными, одной палатки уже было недостаточно. И именно тогда, в 1957 году, молодой и целеустремленный инженер Эрвин Хюмер создает первый жилой прицеп, а уже в феврале 1958 года начинается его серийное производство. Так было положено начало успешному развитию компании HYMER, а с ее созданием — и развитию караванинга в Германии и в целом в Европе. Сегодня только в Германии годовой оборот индустрии караванинга составляет 9,5 млрд евро, а ежегодно эта отрасль приносит экономике страны доход в 4,5 млрд евро, не говоря уже о дополнительных рабочих местах.
Автодома в России
В России представительство HYMER является единственной компанией, которая пропагандирует новый (или хорошо забытый старый для нашей страны) вид туризма — караванинг, а также возрождает автотуризм и выступает за здоровый образ жизни. Как отметила представитель компании Оксана Милянчикова, текущее состояние российской туристической отрасли рисует нерадостную картину — в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной: в 2004 году туристический поток из России увеличился на 16% и достиг 6,6 млн человек, в 2005-м вырос еще на 3,5% до 6,8 млн, а расходы на поездки за рубеж увеличились на 12%; поток въезжающих в Россию иностранцев сократился на 16,6% до 2,3 млн человек. Негативная динамика въездного туризма становится устойчивой тенденцией: по итогам 2006 года въездной туризм, по разным данным, сократился как минимум на 10%, а в 2007 году количество въезжающих в Россию иностранцев уменьшилось на 9% до 2,21 млн человек.
Начиная с 2004 года, с момента выхода концерна HYMER на российский рынок, его отечественное представительство ведет активную информационную работу по развитию индустрии караванинга в нашей стране. И уже сегодня можно говорить о конкретных результатах: Федеральное агентство по туризму РФ, поняв, насколько выгодно России развивать индустрию караванинга, включило в программу развития семи рекреационных зон РФ проекты по строительству кемпинг-стоянок.
Действительно, преимущества развития караванинга в России, а также сопутствующего ему строительства кемпинг-стоянок очевидны: это малозатратное освоение туристических зон, быстрая самоокупаемость проектов, развитие придорожной инфраструктуры и повышение уровня сервиса, расширение гостиничного фонда, создание дополнительных рабочих мест, возможность использования земель, запрещенных для застройки (санитарных зон, зон с плавучим грунтом, зон с высоко залегающими внутренними коммуникациями и т. д.), развитие внутреннего и въездного туризма (туризма выходного дня), бизнес-решение для проведения крупных спортивных мероприятий, выставок, улучшение имиджа России как привлекательной для туризма страны.
Сегодня департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края во главе с Юрием Пожидаевым совместно с муниципальными образованиями края прорабатывают вопрос организации автокемпингов с развитой инфраструктурой. Российское представительство HYMER, будучи единственной компанией в РФ, владеющей необходимыми знаниями и имеющей опыт в сфере развития караванинга, получило запрос от Пожидаева на предоставление консалтинговой помощи касательно европейского опыта строительства кемпингов.
Юлия Смирнова, директор по маркетингу российского представительства HYMER, отметила, что тема развития караванинга и строительства кемпинг-стоянок в преддверии Олимпиады в Сочи в 2014 году особенно актуальна. В Европе практика строительства кемпингов для событийного туризма широко распространена. Так, например, во время зимней Олимпиады в Турине, Чемпионата по футболу в Германии более 70% туристов приезжали на место проведения мероприятий именно в автодомах и останавливались в кемпингах, так как гостиничный фонд не справлялся с притоком гостей, а новые гостиничные места не создавались ввиду того, что это дополнительные расходы для государства. Кроме того, кемпинги для событийного туризма хороши тем, что их организация не требует больших финансовых затрат, они не портят лицо города, ведь после проведения мероприятия их можно как оставить, тем самым обеспечив городу дополнительный приток денежных средств, так и свернуть.
Действительно, а почему бы не поехать на Олимпиаду в Сочи в автодоме?