Эконом Средний Бизнес Представительские Внедорожники,кроссоверы Микроавтобусы и автобусы Грузовые Прочие
Эконом Средний Бизнес Представи-
тельские
Внедорожники,
кроссоверы
Микроавтобусы
и автобусы
Грузовые Прочие
Прокат авто / Статьи / Как я ездил по дорогам Израиля
Прокат авто / Статьи / Как я ездил по дорогам Израиля
Прокат авто / Статьи / Как я ездил по дорогам Израиля
Прокат авто / Статьи / Как я ездил по дорогам Израиля

Статьи

Прокат авто / Статьи
11.08.2010, Лев ЗВЕНИГОРОДСКИЙ, «РИА «Восток-Медиа»»
фото: INMAGINE
— Одна тысячная секунды это сколько?
— Как тебе сказать… Это время от того момента, когда тебе зажжется зеленый светофор до гудка машины, стоящей за тобой. Вот что такое одна тысячная секунды.
Такой анекдот рассказали мне в Израиле, где в нынешний свой приезд я брал напрокат автомобиль.
Конечно, эти заметки не претендуют на профессиональный анализ положения на дорогах южной страны, но, думаю, что автолюбителям Дальнего Востока, коих сегодня немало, они будут интересны.
Итак, начну по порядку.

Как взять автомобиль напрокат

Оказалось, что взять автомобиль напрокат в Израиле проще простого. Фирм и фирмочек, оказывающих такую услугу — великое множество. Представительства многих из них расположены прямо в аэропорту Бен-Гурион, куда приходят все международные рейсы. Хотя у меня возникли некоторые сложности. Об этом напишу подробнее, чтобы у тех, кто попытается взять автомобиль за границей, таких проблем не было.
В канун шабата (субботы) — всеобщего дня отдыха в Израиле, когда никто не работает в стране и даже общественный транспорт не ходит, — многое становится проблемой. Если кто знаком с текстом Ветхого Завета Библии или Торы, помнят, что одним из запретов, заповеданных Моисею (в еврейской версии Моше), была работа в субботу. В этот день недели не только учреждения и предприятия во всей стране не работают, но и закрыты магазины, рестораны и кафе. Иудаизм к соблюдению субботы относится очень ревностно. А Израиль — страна религиозная. Мне рассказывали случаи, когда наши соотечественники, то ли желая проявить привычное для России рвение, то ли не очень хорошо знающие традиции, пытались работать в шабат и были уволены.
В этот день работают только те, кто не соблюдает субботу, в основном арабские заведения, или те, где работают представители других конфессий. Но их мало. Однако, некоторые фирмы, зарабатывающие на прокате автомобилей, все-таки работали.
Пришлось отстоять солидную очередь. И получить отказ. По той простой причине, что карточка «Виза электрон» для получения автомобиля, которая была нами подготовлена для этой операции, не годится. Нужна была только кредитная карта. По правилам на ней должно быть не менее полуторы тысячи долларов, которые фирма «замораживает» до момента сдачи авто. Деньги эти — гарантия того, что машина будет возвращена. Они после возвращения автомобиля и оплаты услуг просто «размораживаются» и остаются в целости и сохранности. На нашей карте необходимая сумма была, но ее не приняли. Хотя в любом банкомате можно было деньги получить наличными. Но в фирмах по прокату автомобилей наличные берут только после того, как автомобиль сдан — за саму услугу.
Чтобы добраться до места, пришлось брать такси с водителем-арабом, и расплачиваться по субботнему тарифу, который почти в два раза выше обычного.
Но автомобиль я все-таки взял. После шабата помог знакомый израильтянин, который любезно предоставил свою кредитную карту.

Сколько стоит взять авто напрокат

Стоимость проката во многом зависит от класса автомобиля. Чем выше классом и комфортнее машина, тем дороже. Небольшой автомобиль может обойтись в сутки около 30 долларов. (Я специально привожу цены в долларах, чтобы было понятнее, хотя все расчеты в Израиле производятся в шекелях и агоротах). Мне машина обошлась дороже — около 700 долларов за 16 дней, поскольку мы планировали, что будем ездить на ней впятером, да к тому же надо было установить специальное кресло для ребенка.
В договоре, который я прочитать, конечно, не мог, поскольку иврита не знаю, было оговорено, что мое участие в страховке в случае повреждения автомобиля — 130 долларов. Это, если я разобью машину вдрызг. Если она просто будет повреждена — с меня высчитают по специальному тарифу, в соответствии с моим участием в страховке. Об этом мне рассказал человек, знающий язык.
Проблем с нашими российскими правами не было вовсе. На них даже и не взглянули: просто взяли мой заграничный паспорт и водительское удостоверение и скопировали. Вся процедура не заняла и 15 минут. Мастер показал мне, как открывается багажник, место, где находятся домкрат, огнетушитель и аптечка, а также знак аварийной остановки. Кстати, тут же находится и специальная куртка со светоотражающим покрытием — ее обязательно надо надевать, если, например, проколол колесо и меняешь его прямо на дороге.
И вот я уже сижу за рулем новенькой — пробег всего 15 километров — «Мазды-3». Замечу в скобках, что машина эта, собрана, видимо, в Греции или в Турции, поскольку по своим качествам сильно отличается от тех, на которых ездим мы — настоящей японской сборки — не в лучшую сторону.


А вот бензин в Израиле стоит по нашим меркам дорого, даже очень дорого. Больше доллара семидесяти центов. Но, как говорится, за комфорт надо платить. Кстати, как и во всем мире, здесь действует правило — берешь автомобиль, полностью заправленный бензином, и сдаешь тоже заправленным.

Как я учился ездить по Израилю

Ездить в Израиле оказалось довольно просто. Хотя это, когда знаешь, куда надо тебе доехать или хотя бы приблизительно представляешь направление своего движения. Водители предупредительны и неспешны, хотя на светофоре нетерпеливый гудок заднего автомобиля слышишь практически одновременно с зеленым сигналом. Отсюда и анекдот, который я привел вначале. Дорогу я знал не всегда, пока не выучил нескольких маршрутов по Иерусалиму, и порой в нерешительности останавливался, пытаясь понять, куда мне ехать, но меня никто не торопил, никто не «материл», не показывал фигуры из пальцев и не крутил пальцем у виска, намекая на не совсем нормальное мое психическое состояние. Таких «туристов», как я, в Иерусалиме немало — сюда съезжаются люди со всего света — кто к своим традиционным святыням, кто просто посмотреть на столицу столиц. Даже тогда, когда ты, трудно соображая, в какую сторону тебе ехать, выедешь в не свою очередь на перекресток, тебя любезно пропустят, да еще и помашут рукой и улыбнутся, мой, давай, что замешкался, мы подождем.
Может, поэтому за время моих поездок я ни разу не видел столкнувшихся автомобилей, за исключением одной серьезной аварии на трассе Иерусалим — Тель-Авив. Но об этом позже.
Хотя порой на дорогах этого большого города с серьезным автомобильным движением приходилось видеть совсем уж непривычную для россиянина картину. Например, такую. Улицы в старой части города неширокие, парковок не хватает, а автомобилей много, поскольку автотранспорт — основной вид передвижения в этой стране. Так вот: с парковки выезжает автомобиль, перекрывая движение в обе стороны дороги. И все терпеливо ждут, пока водитель маневрирует, выезжая в ту сторону, куда ему надо.

Как-то видел, как выехавший с парковки автомобиль остановился и стоял несколько минут поперек дороги, водитель и пассажир, отчаянно жестикулируя — все-таки южная страна! — о чем-то громко разговаривали. Потом оба вышли из машины и поменялись местами. И только потом освободили дорогу. И все это время стоящие в образовавшейся пробке автомобилисты молча взирали на происходящее, словно все это в порядке вещей.
Странное дело, но уже через несколько дней я стал замечать, что такой стиль поведения на дороге стал присущ и мне. Меня перестали раздражать все эти мелочи, которые на наших российских дорогах приводят порой в очень возбужденное состояние, граничащее с бешенством.
Об организации движения
Ездить по Израилю просто, и все-таки сложно. Просто, потому что везде есть указатели и надписи на трех языках — иврите, арабском и английском. Понятно, что прочитать на иврите, а тем более, на арабском я не мог, но зато моих знаний английского вполне хватало, чтобы прочитать название населенного пункта, куда мне надо было попасть и увидеть стрелочку, указывающую направление. Причем, до нужного тебе съезда всегда можно увидеть расстояние — оно, как правило, расположено рядом с названием населенного пункта. Если до него еще есть расстояние — надпись синего цвета, а там, где тебе съезжать — зеленого.


О разметке на дорогах и говорить не приходится — она в идеальном состоянии и ты всегда понимаешь, куда тебе двигаться, так как разметка пунктиром показывает путь, особенно, когда поворачиваешь вправо.
Знаки практически все такие же, как и в России. Есть, правда один иной — красный шестигранник с раскрытой ладонью в середине. Он идентичен нашему знаку «проезд без остановки запрещен». Перед ним обязательно надо остановиться полностью.

А сложно для меня было в первое время разобраться в светофорах. Даже в Москве на перекрестке не всегда можно увидеть два светофора: со стрелкой вправо и вперед, со стрелкой влево и вперед. В Иерусалиме же или в Тель-Авиве на некоторых больших перекрестках — по 4 светофора — на каждую полосу движения. Так что перестраиваться для того, чтобы проехать в нужном направлении, надо загодя. Как тут мне, человеку, который в Хабаровске привык к одному светофору — красный, желтый, зеленый, — было не растеряться!
Со временем понял, что крайний левый светофор или два — для каждой полосы отдельно — для поворота налево, два, как правило, прямо. Для поворота направо, обычно светофора нет, движение направо в большинстве случаев устроено до перекрестка. Но и тут надо быть внимательным, поскольку над правой полосой постоянно мигает желтый свет, обозначающий пешеходный переход и предупреждающий, что надо пропустить идущих по нему людей. Если нет знака «поворот налево запрещен» или «разворот запрещен», можно и развернуться — места на дороге хватает. Это для плохо знающих дорогу очень важно — не раз и не два «проскакивал» нужное место или поворот и приходилось возвращаться.

Пешеходы в Израиле особенные. Если это иностранцы, то они очень дисциплинированы, спокойно ждут подолгу, пока не загорится зеленый свет. Израильтяне же могут переходить улицу в любом месте, не особенно заботясь, идет ли по дороге транспорт. Правда, и водители, как правило, с улыбкой пропускают их в любом месте, даже если до ближайшего перехода несколько метров.
Особо надо сказать о районе, где в Иерусалиме живут ортодоксальные евреи. Здесь на дороге — не зевай. Они, как правило, вообще не обращают внимания на идущий транспорт, пересекают улицу (а дороги в этой части города очень узкие) там, где им хочется. Сигналить им бесполезно — они вроде бы и не слышат никого кроме самих себя. Но это впечатление обманчиво. По израильским правилам дорожного движения положено ездить со светом в любое время суток. По привычке я часто забывал включить фары. Так именно пешеходы, и в «ортодоксальных» кварталах тоже, показывали мне знаками, что я забыл включить свет.

Многие улицы в Иерусалиме и Тель-Авиве — с односторонним движением. Вечером на таких улицах машины стоят впритык по обе стороны дороги. Проезжая по ним рискуешь каждую минуту «зацепить» с какой-нибудь стороны стоящий автомобиль. Так что здесь особенно не разгонишься.


Для того, чтобы общественный транспорт не стоял в пробках и не задерживался, в городе для него выделены специальные полосы движения. По ним могут двигаться только автобусы и такси. Для другого транспорта выезд на такую полосу означает серьезное нарушение дорожного движения. Кстати, именно поэтому автобусы в израильских городах ходят всегда строго по расписанию.
Движение в больших городах строго просчитано. Потоки «отбиваются» светофорами так, что больших пробок не возникает. Так что в городе стоять в пробках почти не приходилось. Правда, однажды мы простояли в пробке более 40 минут. Двигались очень медленно. Оказалось, что на подъезде к Иерусалиму на трассе столкнулись три машины. Три полосы движения полицейские свели к одной и установили скорость 5 километров в час. Конечно же, машин скопилось уйма. Как и у нас в России, кто-то попытался объехать пробку другой дорогой. Но когда они вернулись на трассу, оказались позади нас.
В большинстве случаев в дороге со мной рядом находился сын, который Иерусалим и Тель-Авив, да и другие города страны знает и ориентируется довольно хорошо. Иногда помогал нам добраться до нужного места GPS-навигатор. Но «говорил» он на иврите. К сожалению, я не догадался взять свой российский, который говорил бы на русском, о чем не раз пожалел. Так что мой совет тем, кто собирается взять машину напрокат за границей, не пожалейте времени и денег — купите такого помощника себе, предварительно «забив» в него те города и места, где собираетесь побывать. Это будет хорошим подспорьем в поездках по неизвестным для вас маршрутам. Уже к концу своего пребывания в стране я все-таки выучил, что слово «кадима» означает вперед. Кстати, так называется одна из известных партий Израиля. Слово «смол’а» означает — налево, а «ямина» — направо.
Хотя, бывает, что навигатор «подводит». Так было со мной, когда в Тель-Авиве перекрыли одну из улиц, и пришлось ехать другой дорогой. Наш «помощник» все время «возвращал» нас на ту улицу, которая в этот момент была перекрыта.
Трассы между городами — просто мечта! Повсюду три полосы в каждую сторону, которые разделены между собой. Разрешенная скорость — 100 километров, но иногда, идя по крайней левой полосе, чтобы не мешать потоку, доходил до 145 километров. Говорят, что полицейские пресекают таких «гонщиков». К счастью, мне с ними встречаться не пришлось. На поворотах дороги рассчитаны таким образом, что особо снижать скорость не нужно, поскольку дорожное полотно вогнуто и «вылететь» со своей полосы просто нельзя. На крутых поворотах скорость ограничена 80 километрами в час.

Асфальт — просто поет под колесами. Конечно, с нашими дальневосточными трассами не сравнить. Не знаю, то ли дороги мы строить правильно не умеем, то ли климат наш не позволяет содержать их в нужном режиме, но порой на трассе Хабаровск — Владивосток так намаешься, что к концу пути себя никак не чувствуешь. Добавлю в оправдание наших условий еще и то, что Израиль — страна маленькая, да и отрицательных температур там просто не бывает. От самого юга до самого севера всего ничего — 600 километров, а поперек и 60 не будет! А от Хабаровска до Владивостока больше 700 километров. Правда, дорог в Израиле много (согласно справочнику — более 17 тысяч километров), повторюсь, потому что автомобильный транспорт — основа всей жизни страны. Хотя, если сравнивать израильские дороги с японскими, они значительно уступают трассам наших дальневосточных соседей.
В Израиле развязки в основном круговые — в одном уровне. Двухуровневые развязки я видел всего в нескольких местах, да и то только в самых «горячих» точках больших городов. Обозначают их обычно большие клумбы с цветами. Называют их здесь — «кикар». По правилам преимущество имеет тот, кто уже въехал на кикар, ты его обязан пропустить. Просто и в то же время очень эффективно — скоплений машин тут практически не бывает. Выездов с кикара много. И ты продолжаешь движение в нужном для тебя направлении, никому не мешая. Может, нашим организаторам движения стоило бы изучить этот опыт?!

Еще одно интересное, на мой взгляд, наблюдение. Как-то утром на перекрестке весь поток транспорта остановил регулировщик. Оказалось, пропускали руководство страны, которое торопилось на заседание Кнессета — парламента Израиля. Машины высокопоставленных чиновников проехали, и мы двинулись дальше. На все про все ушло минуты три.
Я об этом пишу не случайно. Думаю, все российские автомобилисты не раз кляли власти, которые для проезда какого-то высокопоставленного чина перекрывают движение чуть ли не во всем городе на часы.
В подобной ситуации я как-то оказался и в Москве. Дело было вечером на Кутузовском проспекте. Мимо «пролетели» сопровождаемые милицейскими машинами «членовозы». То ли Медведев возвращался с работы, то ли Путин… В общем, в той же ситуации мы простояли на месте 25 минут. Как говорится, есть что с чем сравнить!

О парковках

С парковками в Израиле беда. Их просто нет. То есть, они на самом деле есть, но только всегда все заняты. Как говорится, лови момент, когда кто-нибудь отъедет и втискивайся, если сумеешь. Не всегда можно втиснуться, поскольку машины стоят, что называется впритык друг к другу. Все парковки в центре города автоматические платные. Стоимость немалая — больше доллара в час. При этом, если ты чуть задержался — получи штраф — 100 шекелей. Это более 26 долларов США. Правда, я пользовался электронной парковкой. Заранее внес сумму, и мне хватило ее на весь период, который я ездил на машине. Только надо не забывать включать ее и вешать на боковое стекло.
Есть и другие платные стоянки, где на въезде или выезде оплачиваешь 5 или 6 долларов и стоишь столько, сколько тебе надо. Такие стоянки есть при пляжах или в центре городов. О них предупреждают знаки, на которых указана и цена. Но там может не оказаться места. Есть стоянки и под большими супермаркетами. Там можно оставить машину бесплатно.
Понять, где есть платная парковка, просто: бордюр тротуара окрашен синей прерывистой полосой. Там, где есть красная прерывистая полоса, стоять нельзя. Если бордюр не окрашен ничем, то стоять там можно, правда, такие стоянки, как правило, всегда заняты.

Платные стоянки работают в основном с 8 часов утра и до 19 вечера. Дальше ты можешь пользоваться ими бесплатно. Но если замешкался и пришел за автомобилем не в 8 утра, а на 15 минут позже, на переднем стекле уже красуется штраф. Служба работает очень четко, а штрафы идут в городскую казну. Правда, мне повезло. Штрафа я не получил ни разу. А если бы получил, то сумму бы мне приплюсовали при сдаче автомобиля.

Когда пришла пора сдавать авто, вдруг оказалось, что я очень привязался к этой «Мазде», даже не мог представить, как это — добираться до дома на автобусе. Но это уже личные эмоции, думаю, мало кому интересные…

Предложения по аренде автомобилей за рубежом в каталоге Autorenter.ru — cколько стоит машина напрокат

Материал просмотрен 11955 раз.