Даже несмотря на кризис заработки многих казанских спортсменов, особенно в командных видах спорта, поражают воображение. Для приобретения атрибутов жизни успешного человека в виде машины, квартиры или загородного жилья им необходимо «поработать» всего год-два. Что же они делают с оставшимися деньгами? Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», они все чаще запускают свой бизнес — от ресторанов и парикмахерских до торговли нефтепродуктами.
«Банкир» Семак
Некоторые спортсмены предпочитают классические способы вложения денег — покупают недвижимость или кладут заработанные средства на банковский депозит. Капитан «Рубина» Сергей Семак, как известно, пошел еще дальше, приобретя крупный пакет акций ростовского Донактивбанка. Впрочем, это весьма нетривиальное вложение заработанных на спорте средств — далеко не первая бизнес-сделка футболиста. Еще несколько лет назад Семак стал совладельцем салона по прокату автомобилей в Москве. А уже будучи игроком «Рубина», спортсмен увлекся живописью и стал вкладывать деньги в покупку картин. Говорят, коллекция Сергея растет, и в его планах даже значится открытие в Казани художественной галереи.
Спортсмены-рестораторы
Одним из первых казанских спортсменов, которые решились на открытие своего бизнеса, является бывший футболист «Рубина» 60-70-х годов прошлого века Мурад Задикашвили. В начале 90-х он был начальником и исполняющим обязанности главного тренера казанской команды, а после окончательного ухода из спорта, в середине 90-х, Задикашвили открыл ресторан «Колхети». Это заведение располагалось на территории Центрального стадиона, однако во время реконструкции спортивного объекта в 2005 году ресторану там места не нашлось, и здание снесли. Впрочем, ресторанный бизнес Задикашвили не забросил — сейчас экс-футболист владеет рестораном «Мзиури». Этот же вид бизнеса привлек и эстонского баскетболиста Мартина Мююрсеппа, игравшего несколько сезонов за УНИКС. В Таллине у него был свой ресторан под экстравагантным названием «Камикадзе». Сейчас основной бизнес Мююрсеппа — это сеть магазинов верхней одежды, которые функционируют в Эстонии и Финляндии. Еще один бывший баскетболист УНИКСа, американский центровой Эйси Эрл, игравший в Казани в 2002 году, решил, еще будучи игроком НБА, подзаработать на рынке музыкальной индустрии. Являясь владельцем звукозаписывающего лейбла Venom Productions, Эрл продюсирует начинающих исполнителей в стиле рэп и R&B.
Первый капитал Харламова
Особо плодовит на бизнес-идеи бывший капитан «Рубина» Сергей Харламов. По его собственному признанию, свой первый капитал он заработал в 18-летнем возрасте продажей свитеров, которые привез из Минска. Вторым этапом развития предпринимательской жилки спортсмена стал период 90-х годов, когда многие игроки «Рубина» во время заграничных тренировочных сборов покупали бытовую технику для последующей перепродажи. Впоследствии Харламов вкладывал деньги в торговлю (владел киоском и магазином), а также в автобизнес (занимался торговлей подержанными авто, владел автосервисом и автомойкой). Сейчас основной бизнес бывшего спортсмена — ресторанный: он владеет баром «Старый мельник» и рестораном Latina.
Нефтетрейдер Нигматуллин
Нынешний защитник «Рубина», уроженец Перми Алексей Попов еще несколько лет назад вложил заработанные в футболе средства в производство оцилиндрованного бревна для строительства домов. Тот бизнес-опыт оказался неудачным, но футболист на этом не остановился. Год назад предприятие Попова стало производить биотопливо.
Многие сферы бизнеса перепробовал воспитанник казанского футбола, бывший голкипер сборной России Руслан Нигматуллин. В свое время он издавал интернет-журнал «мАсковский стиль», занимался агентской деятельностью, участвовал в продаже нефтепродуктов, был владельцем социальной сети hifriends.ru. Сейчас семейный бизнес четы Нигматуллиных — студия дизайна интерьера Le Di design (ею руководит жена Елена). Сам же Руслан после окончательного завершения футбольной карьеры (в конце прошлого года он поиграл несколько месяцев в Израиле) снова занялся агентской деятельностью.
Нынешний нападающий московского «Локомотива» Питер Одемвингие (его мать — татарка, а сам он провел детство в Набережных Челнах) предпочитает вкладываться в недвижимость. Еще будучи игроком французского клуба «Лилль», футболист купил несколько квартир в Европе и построил мини-отель в Нигерии, за сборную которой он играет и откуда родом его отец. Некоторые спортсмены предпочитают, чтобы бизнес-процессы не отвлекали их от спортивной деятельности, и направляют денежные ресурсы на развитие бизнеса, которым управляют их жены. Так, супруги бывшего футболиста «Рубина» Рустема Хузина и нынешнего волейболиста казанского «Зенита» Сергея Тетюхина имеют свои салоны красоты в Казани и Белгороде соответственно.
Хоккей и парикмахерский бизнес
Свой бизнес есть у многих хоккеистов «Ак Барса». При этом свои дела большинство из них ведут не в Казани, а в тех городах, откуда они родом: 90% игроков казанской команды — приезжие и иностранцы. Так, капитан команды Алексей Морозов, который зарабатывает около 3 млн долларов в год, часть своей годовой зарплаты вложил в ресторанный бизнес в Москве. Свое дело в Челябинске (связано с автомобилями) имеет и его партнер по звену Данис Зарипов. Впрочем, бывают и исключения: нападающий Энвер Лисин хоть родом и не из столицы Татарстана, но до своего отъезда в НХЛ владел несколькими казанскими парикмахерскими и салонами красоты. А одним из первых казанских хоккеистов, которые начали вкладывать заработанные деньги в свой бизнес, является нынешний голкипер питерского СКА Дмитрий Ячанов. В свое время он вложил часть заработанных средств в бильярдный клуб и салон видеопроката.