Эконом Средний Бизнес Представительские Внедорожники,кроссоверы Микроавтобусы и автобусы Грузовые Прочие
Эконом Средний Бизнес Представи-
тельские
Внедорожники,
кроссоверы
Микроавтобусы
и автобусы
Грузовые Прочие
Прокат авто / Статьи / Автопрокат в Латвии идет на лад
Прокат авто / Статьи / Автопрокат в Латвии идет на лад
Прокат авто / Статьи / Автопрокат в Латвии идет на лад
Прокат авто / Статьи / Автопрокат в Латвии идет на лад

Статьи

Прокат авто / Статьи
26.02.2010, Владимир Ореховский, «ЧАС»
Вложив деньги, казалось бы, в безнадежное дело, да еще на пике кризиса, владелец фирмы Service Industry Иварс Бергманис первые несколько месяцев сидел без клиентов. Теперь же он думает — а не слишком ли низкие у него расценки на прокат автомобилей?

Было пусто — стало густо

— Фирму, образованную в 2007 году, я приобрел в январе 2009-го: у тогдашних владельцев больше не было возможности продолжать бизнес, — рассказывает Иварс Бергманис. — На банковский кредит рассчитывать не приходилось. Поэтому пришлось взять под залог ссуду у предприятия, продававшего фирму. В течение года долг был погашен, и сейчас мы работаем с прибылью.

Прошлая зима была для нас очень трудной. В этом году гораздо лучше. Может показаться удивительным, но оборот автопроката увеличился. Объяснение простое: в конце прошлого года банки стали особенно активно отбирать машины у владельцев, которые покупали их в лизинг и не могут расплатиться, а это касается в основном жителей Латвии. А ездить надо. Выход — брать авто напрокат.

С января и до марта 2009 года к нам обратился лишь один клиент. Потом машины у нас стали арендовать чаще — сроком на несколько дней. Теперь же к нам выстроилась очередь из клиентов, чьи запросы мы не в состоянии удовлетворить. Парк у нас небольшой, всего пять легковых машин и два семиместных мини-вэна. И если все они заняты, мы обращаемся за помощью к коллегам.

Затраты на рекламу, размещаемую в основном в Интернете на поисковых серверах, в каталогах, составляют 30—40% всех расходов фирмы. Если удается договориться с клиентами, с деловыми партнерами, они предоставляют для размещения рекламы свои ресурсы.

А больше всего — половина затрат — приходится на автопарк. Дело в том, что наши машины были куплены в лизинг на год. И выплаты по лизингу — наша главная расходная статья. Еще один заметный вид расходов — техосмотры и ремонт автомобилей. С течением времени эти расходы растут: машины стареют и требуют более основательного ухода. На увеличение износа однозначно влияет и рост числа клиентов.

Кто не рискует…


В нашем деле встречаются не только технические или финансовые проблемы, но и прямой риск. Возьмет, допустим, клиент машину, а потом — ни клиента, ни машины. Угнал, продал… или у него угнали… Если пропавший автомобиль найдут — это большая удача. Хотя машины застрахованы, страховка не покроет всех убытков.

Еще риск, связанный с авариями. Мелкие повреждения трудно заметить. И хотя клиент должен сам устранять поломки или неисправности, часто бывает так, что поломки мы замечаем уже после того, как клиент сдал машину и уехал. Ничего не докажешь, приходится делать ремонт за свой счет.

Бизнес на налогах

Автопрокатный бизнес носит сезонный характер. Летом часто иностранные туристы берут машину на один — три дня. В осенне-зимний сезон преобладает долгосрочная аренда авто — на месяц или более долгий срок. Дела стали идти лучше, после того как мы заключили договоры с несколькими гостиницами, — регулярно обслуживаем их постояльцев.

Летом гостиницы поставляли нам почти 80% клиентов. Они не являются постоянными клиентами, на них не распространяются скидки — а потому и прибыль с туристов больше. Начиная с октября почти все наши клиенты — это жители Латвии либо те, кто постоянно приезжает к нам: для них действуют особые цены. Кстати, о ценах. Летом они несколько выше: прокат машины на один день стоил 25 латов. Осенью мы снизили цену на 5 латов, и… судя по тому, как идут дела, думаю, что не стоило этого делать, вполне можно было оставить летние расценки. Аренда на месяц летом и осенью — соответственно, 400 и 250 латов.

1 500% (!) прироста оборота за два месяца — возможно ли такое? Да. В апреле 2009-го оборот составил всего 200 латов, в июне — уже 3 тысячи. Июль был просто отличный. В августе начался спад. Сентябрь оказался полностью пустым, вот тогда мы и снизили цены. Зато в октябре один клиент арендовал все машины на два месяца — возить спортивную команду до конца сезона. В самый раз было бы написать на конкретной машине, что на ней ездил такой-то известный спортсмен…

Машинный парк надо бы увеличить. Сейчас для этого хорошее время. Вопрос — где взять деньги? Банки отказали, потому что в 2008 году фирма работала с убытком (их не интересует, кому она тогда принадлежала). Сказали: вот поработайте еще годик, тогда приходите — посмотрим. С другой стороны, может, оно и к лучшему. Обойдемся без банка.

А то, что перед Новым годом ввели налог на служебные автомобили, нам оказалось только на руку. Ведь это значит, что некоторые фирмы вообще откажутся от служебного транспорта и будут вынуждены пользоваться автопрокатом. Спрос на него такой, что не только мы не справляемся, но и другие автопрокатчики. То я к ним отправляю клиента, то они ко мне. Так что стало больше сотрудничества, чем конкуренции. А самих конкурентов стало меньше. Из-за слишком удачного лета некоторые поспешили увеличить свой автопарк, не рассчитали свои силы и были вынуждены уйти с рынка.

Экспорт? Почему бы и нет?


Сейчас думаем о том, чтобы выйти со своим бизнесом за границу: было такое предложение из России. Там конкуренция в два раза меньше, чем в Латвии, из-за огромного спроса. В Москве, например, найти автомобиль напрокат — проблема. Мы могли бы открыть филиал с небольшим автопарком, скажем, в аэропорту Внуково — этого как раз и касалось сделанное нам предложение. В аэропорт Риги вряд ли нам удалось бы втиснуться, он поделен.

Что до ближайших планов, то надо в первую очередь переждать зиму. А потом думать об увеличении парка… для начала хотя бы на две машины: одну легковую, один мини-вэн. Будем действовать медленно и осторожно двигаться к большой цели. Например, организовать международную сеть автопроката, чтобы клиент мог взять машину в одной стране, а сдать в другой. Если целенаправленно работать, то самая смелая цель перестает быть воздушным замком.

В контактах с клиентами возникают самые разные идеи. Например, один раз подсказали сдавать в аренду прицепы. Ну что ж, подождем лета, а тогда уж у туристов будет спрос на трейлеры — «домики на колесах». А как-то приезжал один итальянец, искал, где бы взять напрокат мотоцикл… Вот и еще одна идея на будущее: прокат мотоциклов, велосипедов, мотороллеров.

Предложения по прокату и аренде автомобилей — прокат легковых машин

Материал просмотрен 3741 раз.